В первой, вступительной, части я рассказала вам историю древнегреческого бога Пана, давшего название слову «паника». История эта очень грустная, и имеет непосредственное отношение к тому, как панические атаки формируются. панические расстройства
Часть 1 . История бога Пана
Но давайте ближе к телу, как говорил Мопассан, точнее, к паническим атакам.
Для начала хочу сразу сказать, что сам термин — паническая атака – на мой взгляд, не самый удачный перевод с английского (panic attack). Если переводить, придерживаясь медицинской терминологии, то «attack» – это приступ. Приступ паники, другими словами. «Атака» же звучит страшнее и привносит такой смысловой оттенок, что на человека нападает нечто внешнее, что он совсем не контролирует.
Но понятие это уже прочно вошло в обиход, поэтому мы будем использовать его и дальше.
Что такое панические атаки и паническое расстройство?
Паническая атака представляет собой острый приступ страха умереть или сойти с ума.
Симптомы ПА – это обычно сильное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, тошнота, головокружение, туннельное зрение, деперсонализация. Многие испытавшие ПА описывают своё состояние как «непереносимое телесное переживание» (“unbearable body experience”).
Есть условия, при которых появление панических атак вполне объяснимо, и даже, в какой-то мере, неизбежно. Например, при ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) и фобиях ПА встречаются очень часто и там понятно, откуда они берутся. При некоторых медицинских состояниях они имеют физиологическую природу, например, при гипертиреозе.
В этих случаях более понятно, что лечить и как.
А вот откуда и почему берутся ПА у людей совершенно здоровых и не находящих у себя никаких более-менее серьёзных психотравм?.. Вот это вопрос вопросов. паническая атака
Сама по себе паническая атака (panic attack) – это ситуационный симптом, за которым может стоять любой диагноз, его вызывающий. А вот паническое расстройство (panic disorder) – это как раз когда ПА случаются неожиданно и необъяснимо.
При этом интересный факт: люди, испытавшие паническую атаку, бегут в больницу, а не к психотерапевту. Никто из них не говорит о своих ощущениях в тот момент: «Я боюсь умереть». «Я умираю» — так они переживают свой опыт ПА.
Когда у врачей и психотерапевтов появилось достаточно диагностических данных о пациентах c ПА, они увидели интересную картину.
Фармакологическое лечение панических атак:
Вегетативная (автономная) нервная система человека и других животных делится на симпатическую и парасимпатическую. Первая отвечает за режим «атаки», действия, активности. Вторая – за режим расслабления, отдыха. Если рассмотреть их действие на примере, скажем, образа жизни льва в африканской саванне, то симпатический отдел нервной системы (СО) у него задействован во время охоты. А когда он поел и лежит в тенёчке, переваривая пищу, то работает парасимпатический отдел (ПО).
Вообще страх в норме возбуждает СО. Организм приходит в состояние «повышенной боевой готовности», чтобы отразить потенциальную угрозу. В кровь выбрасываются огромные дозы кортизола и адреналина.
Подобное возбуждение нервной системы, в частности, тревожные расстройства (anxiety disorders) снимаются препаратами, подавляющими симпатику. Например, препаратами бензодиазепина. Выпил таблеточку феназепама – и тревожное состояние уходит.
Но в ситуации панического расстройства (ПР) бензодиазепины (депрессанты) помогают не сильно. Не проходят от них панические атаки этого типа. А обычные, вызванные нормативным, биологическим страхом, поддаются. Причина тут в том, что уровень кортизола с адреналином при ПР не повышаются в значимых величинах.
То есть, не симпатика возбуждается при ПР, а парасимпатика по какой-то причине деактивируется. И поэтому депрессанты нервной системы (бензодиазепин и др.) тут совершенно бесполезны. Зато помогают антидепрессанты. Но до определённой степени.
За 20 последних лет рост рецептов на антидепрессанты вырос на 800%. И панические расстройства тут очень даже при чём, на мой взгляд.
Антидепрессанты, безусловно, полезны и помогают (в той или иной степени) при следующих состояниях: депрессии, обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР) и панических расстройствах. А глубинными причинами всех трёх является не что иное, как одиночество. Антидепрессанты могут наладить биохимию мозга, но они НЕ могут снизить потребность в других, в поддержке. Поэтому предел их помощи вполне очевиден.
Все психопатологии (кроме генетически и биологически обусловленных) имеют под собой социальные причины. И панические атаки, точнее, панические расстройства, не исключение.
Одиночество, чувство незащищённости и страх перед большим миром – ключ к пониманию причин панических расстройств. Так считает Джанни, и я совершенно с ним согласна.
В следующей части мы поговорим о глубинных причинах панических расстройств.
Часть 3 следует…