Перейти к содержимому

Иммиграция и «люди второго сорта»

Недавно переписывалась в ФБ с френдом по поводу иммиграции в Канаду. И пишет мне он, что они с женой выбрали Канаду во многом из-за того, что тут к иммигрантам НЕ относятся так, как будто мы — люди второго сорта.люди второго сорта
 
И что-то эта тема прямо всколыхнула целый пласт моих размышлений. Про второсортность. И первосортность.
Решила поделиться с вами этими своими мыслями.

Откуда берутся «люди второго сорта»

Я считаю, что процесс «сортировки», которую другие якобы осуществляют по отношению к нам, присутствует исключительно в нашей голове. Это мы сами относим себя ко второму сорту, а думаем, что это делают другие. Ну, или к первому, в зависимости от контекста.
люди сторого сорта
 

Чтобы доказать свой тезис, я отклонюсь немного от иммиграции в сторону национальной темы. Понимаю, что это минное поле, но просто на этом примере всё быстрее станет понятно. А тех, кто начнёт возбуждаться и проецировать на меня свои галлюцинации, буду беспощадно банить, чай не привыкать.

Я родилась и выросла в Казахстане, будучи этнической русской, так что тема национализма и шовинизма мне знакома не понаслышке.люди второго сорта

В СССР мы, конечно, все были интернационалисты, но на самом деле большинство людей были весьма далеки от того, чтобы признавать равенство всех наций и этносов. Кто-то выражал своё презрение к другим этносам открыто и агрессивно, но большинство позволяли себе это делать только «на кухне», за закрытыми дверями. Только сути это не меняет.

Официальной статистики у меня на этот счёт нет, да и как её получишь — не будут же люди в опросах честно признаваться, что они шовинисты. Я просто верю своим глазам и ушам, а они мне говорят, что тогда, в СССР, в моём окружении довольно много людей (процентов 60-70, наверное) были националистами. Включая членов моей собственной семьи (не всех, конечно). То есть, казахов, среди которых они жили, они считали людьми второго сорта. А то и третьего. А себя, как часть русской нации, относили к первому сорту. Да что там скромничать, ладно, даже к высшему .

И это всё в стране, которая была «дружбы народов надёжный оплот»

Союз давно развалился, а великодержавный шовинизм русских никуда не исчез, как мне кажется. Он остался и у русских в Казахстане, и даже тут, в Канаде, живёт и процветает. Процент примерно тот же, не замечаю тут серьёзных изменений. Про Россию вообще молчу.люди второго сорта

Национализм как раз является частным случаем такого психического процесса, когда мы начинаем оценивать людей, исходя из их этнической принадлежности, и сортируем их в зависимости из имеющейся у нас в голове иерархии этносов. И цифры эти, хоть и совершенно субъективные, всё-таки дают представление, насколько прочно и сильно это процесс «сортирования» врос в нашу жизнь.

Я считаю, что именно те, кто внутри себя делит людей на «сорта», как раз и страдает от собственной второсортности в определённых контекстах.

Например, в случае иммиграции.

Это как раз тот случай, когда «судят по себе». Проецируют свой процесс, частенько даже плохо осознаваемый, на других. Такой человек, если предъявить ему этот мой тезис, наверняка начнёт доказывать, что всё это неправда, и он не считает людей другой расы вторым сортом. Что он за мир во всём мире и равноправие. Ну да, ну да…

Вы мне сейчас скажете – а чем докажешь?

Доказательства у меня ненаучные и сугубо субъективные, основанные исключительно на собственном опыте. Но других нет и не будет.

Дело в том, что я в этом смысле сильно отличалась от своего окружения. Я была настоящей интернационалисткой. Как это получилось, не знаю, но так вышло.

Вдаваться с тонкости своих убеждений я не буду. Скажу только, что я не делила и не делю людей на «сорта» ни по каким критериям. Хотя нет, один критерий всё-таки присутствует — это их поведение. Я оцениваю их поведение, конечно же. Но не родословную.

Но никогда не припишу какие-то особенности этого самого поведения принадлежности человека к определённой нации

А, когда мы «сортируем» людей по какому-либо признаку, то неизбежно начинаем ожидать от них какого-то конкретного поведения, свойственному тому или иному «сорту». Для этого и существуют эти системы оценки.

Если вы относите человека к «быдлу», то вы ждёте от него соответствующего поведения. И своё поведение тоже будете регулировать в зависимости от категории, к которой вы отнесли партнёра. Если «быдло», то перейду-ка я лучше на другую сторону дороги, а то… сами понимаете, от «быдла» ничего хорошего ждать не приходится.люди второго сорта

Вы же, думаю, знаете про самосбывающиеся пророчества, так это как раз про них. Что мы ждём от людей, то и получаем. Они считывают наше истинное отношение к ним, даже если мы идём к ним навстречу с распростёртыми объятиями и улыбкой 6х9 на лице, и реагируют именно на него. А мы получаем подтверждение своих ожиданий и только укрепляемся в них.

Но давайте вернёмся к доказательству моего тезиса.

Главным и самым очевидным доказательством истинности своего тезиса я считаю тот простой факт, что я никогда и нигде не ощущала себя человеком второго сорта. Или третьего. Или, не дай бог, пятого. И первым сортом тоже себя не чувствовала. Потому что вообще не мыслю в таких категориях и не сравниваю себя с другими в парадигме «лучше – хуже». Я беру в расчёт только поведение и оцениваю его по результатам и эффективности.

И именно поэтому, я считаю, никогда не чувствовала, что ко мне относятся хуже или предвзято, потому что я русская

А я не в России, замечу, жила, а в Казахстане. И там у нас всяко бывало на почве межнациональных отношений.

И декабрьские события 1986 года у нас были, когда казахская молодёжь вышла протестовать против назначения русского первым секретарём. Тогда национальный вопрос заострился, как никогда раньше. Вокруг меня началась истерия – казахи такие-сякие, русских режут, нас тут всех поубивают, надо прятаться или бежать.

Но я и тогда не чувствовала никакой враждебности или угрозы со стороны казахов. А работала я в то время, надо сказать, в театрально-художественном институте, где было много активистов, вышедших на площадь и впоследствии получивших большие тюремные сроки.люди второго сорта

Ни разу за 45 лет в Казахстане я не слышала ни намёка на оскорбление или унижение меня в связи с национальностью. Никогда мне не говорили ничего типа «понаехали, тут» или «чемодан, вокзал, Россия». Никто никогда не дискриминировал меня по национальному признаку в государственных учреждениях. Никто никогда демонстративно не заговаривал со мной на казахском.

Ни-ког-да!

Вы спросите: ну, и что это доказывает?

Этот факт сам по себе вроде бы ничего не доказывает. Но весь прикол в том, что многих русских в моём окружении постоянно притесняли и оскорбляли. На тех же улицах, в тех же компаниях, в тех же учреждениях. Меня – нет, а их постоянно. Знаю это я по их жалобам. Да и сама была тому свидетелем, и не раз.

Однажды мою знакомую оскорбили по национальному признаку, а меня нет. Прямо так и сказали: а к вам, девушка, это не относится. Ничего серьёзного, обычная бытовая свара на улице, кто-то не так посмотрел, не то сказал.

Мы с этой знакомой вели себя в этой ситуации по-разному, смотрели на этих казахских парней по-разному, интонации у нас были разными, и получили разную реакцию. Её послали матом, добавив слова «унижающие национальное достоинство русской нации», а передо мной извинились и чуть ли не раскланялись.

Именно поэтому я и считаю, что вся наша второсортность существует исключительно в наших головах

Мы просто не представляем себе, как можно иначе, если в нас врос именно такой процесс распределения людей по категориям.

Когда я в 17 лет приехала учиться в Москву, меня пугали высокомерными и зажравшимися москвичами, которые якобы презирают провинциалов. Ни разу не встретила такого отношения к себе. Вот честно! Только доброжелательное внимание, помощь и радушие. Причём, это я не про родственников и друзей говорю, а про совершенно незнакомых людей.

Скажете, это мне просто повезло? Не думаю.

Сейчас уже можно сделать выводы, что это не было случайностью. То, что моё достоинство никогда не подвергалось унижению, напрямую связано с тем, как я относилась к людям вокруг меня. Я не делила их на «сорта», и они меня тоже не «сортировали». А других, относившихся к ним иначе, «сортировали», да ещё как. Одни и те же люди, заметьте.

И какой вывод сделали мы с той знакомой об этих парнях? Она – что они законченные националисты и хамы, я – что нормальные вежливые ребята с понятиями. Потому что на её уничижительные и хамские по сути реплики я бы также ответила, как они, если честно.

Её изначальный стереотип в очередной раз подтвердился, она только укрепилась в своём мнении, что казахи – люди второго сорта и такие-сякие. Мои выводы о тех же людях были диаметрально противоположными.

С иммиграцией те же фабержелюди второго сорта

Как русские, живущие в России, относятся к приезжим из Средней Азии? Опять же, не все, а те условные 60-70%. Все мы это знаем, не мне вам объяснять. Такого же отношения они ждут к себе, если решают переехать в более развитую по их представлениям страну. Закон параллельности процессов. Тут у нас узбеки — люди второго сорта, а там — мы сами, раз мы приезжие, плохо знаем язык, обычаи и историю новой страны.

Я считаю, что в Канаде ко всем иммигрантам относятся хорошо. Никакой «второсортности», никакой дискриминации или презрения. И здесь же рядом со мной живут русские, которые расскажут вам ужасные истории о том, как их притесняли и унижали «великодержавные» канадцы. Понаслушалась я тут этих историй по самое «не могу».

Одна страна, один и тот же иммигрантский путь. А какие разные впечатления!

Или вот сейчас, в связи с противостоянием России и Запада, вокруг меня многие русские ноют о том, как их не любят в их странах. Особенно много рассказывают страстей про Америку. Только, говорят, услышат американцы русский акцент, так сразу и давай хамить, плохо обслуживать и унижать. В Канаде таких жалоб поменьше, но тоже есть.

А со мной такого не происходит. Хотя акцент у меня тоже русский. Удивительно, правда?

Если развивать эту тему вширь, то вообще любые убеждения, системы оценок, схемы, градации и иерархии искажают и ограничивают наш контакт с реальностью. Ну, разве что, кроме тех, что обеспечивают нам базовую безопасность.

Это ограничение происходит за счёт очень простого механизма. Убеждённые в чём-либо, мы неосознанно фильтруем все входящие сигналы таким образом, чтобы впускать в сознание только те, что подтверждают наше убеждение. Все остальные безжалостно игнорируются.

«Ну, я же говорил!» — самосбывающееся пророчество сработало, и ложное, ограничивающее убеждение в нашей картине мира укрепилось ещё сильнее.

Мир такой, каким вы его нарисовали в своей голове. Возьмите и перерисуйте, если не нравится.

Попробуйте избавиться от чужих, навязанных, сомнительных и не проверенных своим опытом убеждений про то, какой мир, и он откроется вам новой, неожиданной и очень прекрасной стороной.

Проверено на себе!люди второго сорта

P.S. А высшей точкой взросления является состояние, когда у вас нет вообще никаких убеждений. И тогда исчезают любые ограничители для достижения ваших целей, кроме объективно существующих. Не знаю, способен ли человек дорасти до этого уровня, но это чертовски привлекательно!

 

 

 

You may also like