Уже наступил 2025 год, а я все еще подвожу сериальные итоги 2023. Да, вы все правильно прочитали. Представляю вам мой рейтинг лучших сериалов на конец 2023 года — 25 лучших из лучших! Будет вам что посмотреть на случай, если вы уже пересмотрели все новинки.
Но сначала хочу вспомнить, как этот рейтинг выглядел у меня на август 2020 года. То есть больше трёх лет назад. Там было всего 13 названий, даже двадцатки я тогда не набрала. И это за четыре с лишним года! Первый свой сериал в третьем тысячелетии я посмотрела в начале 2016-го («Санта-Барбара» и мексиканско-бразильские, просмотренные во втором, не считаются). И это была – кто бы сомневался! — «Игра престолов».
Итак, мой рейтинг сериалов 2020 года выглядел следующим образом:
- Оставленные (The Leftovers)
- Дрянь (Fleabag)
- Во все тяжкие (Breaking Bad)
- Homeland (Родина) / Скандал (Scandal)
- Твин Пикс (Twin Peaks)
- Чёрный список (Blacklist)
- Фарго (Fargo)
- Игра престолов (Game of Thrones) – (риали?!! 😊)
- Ты (You)
- Почему женщины убивают (Why Women Kill)
- Метод Комински (The Kominsky Method)
- Чёрное зеркало (Black Mirror)
- Притворство (The Act).
Ну, а теперь – тадам! — лучшие сериалы по состоянию на конец 2023 года:
0. «Игра престолов» (Game of Thrones)
Долгое время эта моя «первая ласточка» была на первом месте. И потому что был первым сериалом в новейшей истории, который я посмотрела после долгой борьбы с самой собой на тему «фу, сериалы — отстой».
А ещё потому, что он несколько последних своих сезонов оставался самым ярким сериальным событием в мире. Потом «понаехали» конкуренты, и он у меня, как вы можете видеть, опускался в рейтинге 2020-го аж до 8-ой позиции. Но теперь поняла, что он достоин позиции «над» любыми рейтингами.
Это как первая любовь – вне конкуренции 😊.
1/2. «Наследники» (Succession) – «Оставленные» (The Leftovers)
Ну не шмогла я, не шмогла выбрать лучший. Поэтому два сериала делят первое и второе место, перемещаясь туда-сюда 😊.
C 2020-го года и до прошлого воскресенья на первом месте у меня были «Оставленные» (The Leftovers). Снят по книге Тони Перотты, который остался автором и экранизации. В развёрнутой рецензии на него (вот она) я назвала его сериалом, «который лечит душу от тоски».
Это восхитительное, глубоко экзистенциальное произведение сериального искусства, которое очень точно, хоть и через выдуманную и слегка фантастическую историю, отражает реальность внутреннего мира современного человека. А главное – показывает как справляться с вызовами нашей нынешней непростой жизни и регулировать себя изнутри, адаптируясь к реальности. Как проживать утрату, как жить после события, которое, как кажется, лишает твоё дальнейшее существование всякого смысла.
Очень оптимистичный сериал на самом деле, хотя многие критики называют его депрессивным (ошибаются, натюрлих).
«Наследники» (Succession) — сериал, который завершился не так давно и с оглушительным треском ворвался на вершину моего сериального Олимпа. Это, на мой взгляд, одна из вершин сериального жанра на сегодняшний день (и вот тут критики со мной согласны, маладцы 😊).
Рассказывает историю жизни семьи американского медиа-магната, прототипом которой стали знаменитые семьи медиа-олигархов типа Мёрдоков, Редстоунов и иже с ними. И делает это не только блестяще с точки зрения кинематографического матерства (сценарий, режиссура, операторская работы, актёры, музыка – всё абсолютно идеально в этом сериале), но и глубоко психологично.
Одна из отличительных фишек «Наследников» в том, что там все герои мерзавцы (это не преувеличение, правда, все до единого), но при этом от сериала невозможно оторваться.
Психологическая оптика сериала настолько хороша, что я. Вдохновившись просьбами своих читателей на Фейсбуке, сейчас пишу развёрнутый психологический анализ персонажей. Для чего пересматриваю второй раз, уже всё подряд, и даже с бОльшим удовольствием, чем в первый.
3. Во все тяжкие» (Breaking Bad)
Сюда я включаю всю франшизу, включающую, помимо самого ВВ, сериал-приквел-спинофф «Лучше звоните Солу» (Better Call Saul) и полнометражный фильм-сиквел «Эль Камино» (El Camino). Только все они вместе создают законченную картину этой драматической истории.
Культовый сериал, ставший событием (как и «Игра престолов») и начавший выходить даже раньше неё. История обычного учителя химии, «маленького человека», уставшего вывозить эту грёбаную жизнь. И нашедшего нетривиальный выход из безнадёги и отчаяния, обернувшийся трагедией для него и многих рядом. Но и катарсисом тоже, хотя его там увидеть сложнее, потому что поступки Уолта сильно противоречат Уголовному кодексу и общепринятой морали.
Для меня история Уолтера Уайта, Сола Гудмана и Джесси Пинкмана – это про личные выборы и – только не удивляйтесь! – про взросление и сепарацию. Мы даже с партнёром используем этот сериал в качестве иллюстрации темы сепарации в нашем новом курсе «Анатомия личного выбора». А после того, как я весной 2023-го года побывала в Альбукерке и съездила в тур по знаковым местам франшизы (почитать об этом приключении можно вот здесь), глубина и экзистенциальность этой истории проявились для меня ещё ярче. А обзор на сериал читайте ТУТ.
«Дрянь» (Fleabag)
Британский мини-сериал. И этим многое сказано для тех, кто в теме. Нишевый, атмосферный, камерный, пробирающий до мурашек. В центре истории современная молодая женщина, умница и красавица, но почему-то несчастная. По ходу повествования становится понятно, почему – и нам, зрителям, и героине.
Очень точно поймана боль наших современниц, взращённых травмированными/затюканными/холодными матерями и отстранёнными/отсутствующими/тоже травмированными отцами. И какое же прекрасное творческое решение, что же делать с тем, что сделали с тобой, находит героиня, блестяще написанная и сыгранная Фиби Уоллер-Бридж (она и автор сценария и главную роль исполняет)! Какое, не скажу, чтобы не спойлерить, смотрите сами. И читайте обзор на сериал конечно же.
«Твин Пикс» (Twin Peaks)
И снова культовая вещь, самая старая из присутствующих здесь 😊. В голове не укладывается, что первый сезон его вышел в 1990 году, и он практически ровесник «Санта-Барбары» 😊.
Тогда я бросила его смотреть почти сразу, потеряв интерес после первых пары серий (ну разве такое может «зайти» в 22 года, тем более, что мистику я никогда не любила), зато запоем посмотрела всё с самого начала после выхода 3-го сезона в 2017-ом, включая и полнометражный приквел.
Я не знаю, что там курили Дэвид Линч энд компани, его снимая, но они сотворили шедевр, на мой взгляд.
Точнейшее попадание всей мистической образной палитры и динамики сюжета в архетипы нашего бессознательного. Прямиком туда, где скрывается тёмная сторона личности, а потому захватывает и невозможно оторваться. Плюс завораживающая музыка и пейзажи, удивительные персонажи и отличная актёрская игра. Хотя, если выйти из транса, создаваемого сериалом, то бред же сумасшедшего, натюрлих! Но боже, КАКОЙ бред!! 😊 Полный обзор читайте здесь.
«Грызня» (Beef)
Это сериал 2023-го года в популярном нынче голливудском тренде про азиатскую культуру глазами американцев. Но он и гораздо больше, чем только про это.
Главный из смыслов (а их там много, как и должно быть в хорошем кино) – про экзистенциальное одиночество и поиск связанности. Очень актуальный вызов современности, на злобу дня, так сказать, и раскрыт очень ярко, нешаблонно и глубоко. И остальные смыслы тоже очень хорошо исследованы, и в этом особенная прелесть и ценность данного сериала – он очень «плотный», насыщенный, отлично срежиссирован и отыгран актёрским ансамблем.
И кто бы мог подумать, что такая глубоко философская история развернётся из банальной стычки двух автомобилистов на стоянке возле магазина. Мастерски сделано, высший пилотаж! И отдельный раунд аплодисментов – за тончайший и со вкусом вплетённый в историю чёрный юмор (обожаю этот жанр).
«Родина» (Homeland)
Динамичный шпионский триллер. Но, раз он в этом списке, то значит шагнувший далеко за рамки этого довольно популярного и напичканного шаблонами жанра.
Героиня – агент ЦРУ с биполярным расстройством личности. Которое она творчески приспособилась использовать в своей работе, да так, чтобы стать на голову выше всех других. Клэр Дэйнс в этой роли совершенно бесподобна. Впрочем, как и весь главный актёрский ансамбль.
Грандиозный, непредсказуемый финал. Небанальная лав-стори, непростые жизненные выборы, цельность характера, ой, да там опять множество смысловых слоёв, раскрытых очень реалистично и ярко. Прекрасный сценарий. Особенно порадовали не одной чёрной краской крашеные образы врагов США. В наш век тотальной маргинализации и чёрно-белой категоризации всего и вся, это такой бальзам на душу. Длинный, да. Но того стоит.
Про увесистую критику в адрес сериала за «неправильный» показ российских и разных других прочих разведок знаю, читала, но такие мелочи меня не волнуют, я же не диванный эксперт по спецслужбам всех стран на планете, а потому не в курсе, как оно там на самом деле.
«Скандал» (Scandal)
Лучший сериал из виденных мной на тему «президент США и его окружение». «Карточный домик» (House of Cards) тоже неплох, но «Скандал», ИМХО, лучше.
Главная героиня, блестящая юристка с головокружительной карьерой, неожиданно покидает высокий пост в Белом доме, открывает свой небольшой (но популярный) консультационный бизнес и сосредотачивается на нём. И да, ты можешь уйти из Белого дома, но он вряд ли так просто уйдёт из тебя. Особенно если у тебя роман с президентом США, которому ты помогла выиграть выборы. И который, естественно, женат. И особенно если вы оба влюблены друг в друга по-настоящему.
Редкая жемчужина на сериальном небосклоне, где три главных эмоциональных триггера человечества – секс, власть (деньги) и смерть – сплетены в интересную, небанальную и психологически точно сконструированную историю. И лав-стори, как и в «Родине», ну очень хороша.
«Тьма» (Dark)
Это был, пожалуй, первый опыт с темой про путешествия во времени, но не линейные, а завязанные в причудливые петли. Не могу себя назвать экспертом в этом жанре, читала вообще ничего, и сериалов/фильмов смотрела тоже мало (кстати, посоветуйте хорошие, если знаете).
И жанр этот, воплощённый в «Тьме», меня совершенно заворожил и очаровал. Пронзительный в своей экзистенциальной тоске и печали сериал, но снятый по всем канонам захватывающей истории, с загадками и умело расставленными клиффхэнгерами. Третий сезон, правда, сплёл извилины в такой узор, что я даже плюнула расплетать 😊.
Но бросить не хотелось ни разу.
Сюжет невозможно даже хоть как-то начать описывать, кроме как «Жил-был в провинциальном немецком городке мальчик по имени Йонас, а другой мальчик по имени Миккель пропал на прогулке в лесу…». А дальше там начинается такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Загадочные и необъяснимые события вдруг связывают четыре семьи из этого городишки в причудливую пространственно-временную сеть, которая вообще не укладывается в голове.
Авторы «Тьмы» очень удачно реинкарнировали её дух в свежем сериале «1899» (там и временные петли плюс добавлены ещё и виртуальные реальности). Но, увы, Нетфликс почему-то закрыл после первого сезона, и это огромное разочарование.
«Рассказ служанки» (The Handmaid’s Tale)
Антиутопия по мотивам романа канадской писательницы Маргарет Этвуд, лауреатки всяких Букеров или что там писателям дают.
Первый сезон меня откровенно шокировал (единственный по книге, а дальше уже шоураннеры писали сами, но Этвуд вроде в числе продюсеров). Придумать ТАКОЕ про ужасное наше будущее! Это показалось мне ту мач, но смотреть было интересно. Сейчас, когда вышло уже 5 сезонов, а в США отменили федеральный закон, гарантирующий право на аборты, фантазия Этвуд про патриархальное государство Гилеад на части американской территории уже не кажется таким уж антиутопичным.
Придраться в сериале можно много к чему. Элизабет Мосс, хоть и безусловно талантливая актриса, стала сильно переигрывать к пятому сезону, и ещё по мелочи. Но смотреть по-прежнему не скучно, и женская тема там раскрывается хорошо, глубоко и честно.
«Чёрное зеркало» (Black Mirror)
Данный сериал и сериалом-то не назовёшь. Это коллекция отдельных законченных фильмов, по сути, короткометражных (до часа длиной), никакие герои или события там не пересекаются. Тема – наше ближайшее технологически продвинутое будущее, и как в нём преломляется извечная борьба добра со злом. Причём, не только в масштабах общества, но и отдельной личности. Это всегда очень интересно и увлекательно, если рассказано хорошо. А в «Чёрном зеркале» в целом это рассказано хорошо (хотя есть серии получше и похуже, на мой строго субъективный вкус).
Досмотрела шестой сезон. В отличие от прошлых сезонов, 5 эпизодов очень хороши и хайли рекомендед (а список лучших по моей версии в предыдущих сезонах смотрите ниже). Не перестаю восхищаться фантазией авторов, которая не иссякает и не повторяется. Интерактивный эпизод в пятом сезоне был прикольный. Там можно было выбирать варианты развития событий, как в компьютерной игре. Я, ещё до его выхода, посмотрела версию со всеми вариантами, чуть не пережила взрыв мозга 😊.
Вот вам список лучших эпизодов 1-5 сезонов, можете начать прямо с них:
Be right back (1 ep, season 2)
White Bear (2 ep, season 2)
White Christmas (ep 4, season 2)
Playtest (ep 2, season 3)
Shut Up and Dance (ep 3 season 3)
Arkangel (ep 2, season 4)
Metalhead (ep 5, season 4)
Black Museum (ep 6, season 4)
Striking Vipers (ep 1, season 5)
Smithereens (ep 2, season 5).
Культовость сериалу придаёт и тот факт, что после него многие кинопроизведения снимаются «в стиле «Чёрного зеркала». Что это, если не успех?..
«Фарго» (Fargo)
Я вообще современные сериалы (и фильмы) про мафию не очень люблю. После «Крёстного отца» что тут ещё можно сказать миру?.. Но «Фарго», посмотренный по рекомендации, оказался приятным исключением.
Он тоже необычного формата – там законченной историей является каждый сезон, разные герои, но есть и некоторые пересечения. Плюс важно посмотреть фильм с тем же названием 1996 года, снятый братьями Коэнами, он объясняет события первого сезона, ну, и вдохновил создателей сериала, понятное дело. Я его посмотрела после 2-го сезона, кажется, но лучше с него начать.
Собственно, «Фарго» — это даже не столько про саму мафию, сколько про её отношения с остальным миром. Про то, как «обычный человек», случайно с нею пересёкшийся, становится её жертвой. Или не становится. Про то, где у разных людей проходит та линия, перейдя которую, ты становишься преступником. И как сложно вернуться обратно за неё, если однажды шагнул на ту сторону. В сериале эта трансформация показана мастерски: честно, хлёстко, психологично.
Плюс превосходный чёрный юмор, блестящий актёрский ансамбль и особая атмосфера, красной нитью идущая через весь сериал. Вот все остальные про мафию, типа «Озарк», «Клан Сопрано» и прочие – они такие… обычные, средненькие, а «Фарго» — особенный. Правда, эти два я не смотрела (и уже не буду), но осуждаю 😊.
«Почему женщины убивают» (Why Women Kill)
Давно не испытывала такого чисто эстетического наслаждения от кино, помимо всех его прочих плюсов. Потрясающе красивая картинка! В первом сезоне — трёх эпох (60-е, 80-е и наше время). Кстати, весьма интересная авторская находка – показать жизнь обитателей одного дома в разное время. Во втором – это Америка конца 40-х. Тонкая комедия с весьма качественным чёрным юмором и разворачивающаяся к концу каждого сезона в полноценную драму, причём, очень органично, без натяжек и провисов в сюжете. Оба сезона отвечают на вопрос «Почему женщины убивают» по-разному, не повторяясь.
Сериал удивительно совмещает в себе и нехитрое наслаждение от «подглядывания» за непростой жизнью семей героев в красивых декорациях, и эмоциональную встряску в конце с довольно серьёзным смыслом. Когда это в одном флаконе – просто обожаю!
Сериал сначала продлили на третий сезон, но потом закрыли. Печалька…
Кстати, такой же красоты картинка, и там тоже восхитительные 60-е – это пока один сезон сериала «Рэтчед» (Ratched), который неожиданно оказался приквелом к культовому фильму моей юности «Пролетая над гнездом кукушки» (снятому по одноимённой книге Кена Кизи). Неплохая заявка, жанр – психологический триллер.
«Чёрный список» (Blacklist)
Это один из длиннейших сериалов в новейшей их истории. До «Санты-Барбары» ему далеко, конечно, но 10 сезонов и 218 эпизодов — это много. И, как результат того, что сериал выходит уже 10 лет, серий так дофига, а все участники «списка» так или иначе повязаны с главным героем – супер-мафиози и по совместительству супер-информантом ФБР Реймондом Реддингтоном – в сухом остатке ничего нибанятна 😊. Ну, или многое.
Главная динамическая тема, двигающая сериал и держащая на крючке интереса зрителей, это, конечно, отношения FBI most wanted criminal Реймонда Реддингтона и Элизабет Кин, агента этого самого ФБР. Именно её почему-то ультимативно выбирает в первой серии Ред в качестве своего напарника, и все мы десять лет подряд хотели узнать, почему. Кем является Ред для Лиз?
Спойлер: так и не узнали. В смысле, как бы узнали, но методом намёков и исключения других версий, так что вроде остаётся одна возможная, но она не раскрывается и не объясняется. А ведь 10-ый сезон объявлен последним. И зачем тогда там в конце было вешать новый мощный клиффхэнгер, толком не объяснив предыдущий?..
Кароч, много у меня к этому сериалу претензий и вопросов. Но факт остаётся фактом – я его досмотрела до конца, хотя 10-й сезон и со второй попытки. И посмотрела бы снова ради одного – Джеймса Спейдера, играющего Реда. Ради его монологов. И мимики. Собственно, он тянет весь сериал – и персонаж, красиво и достоверно прописанный авторами, и актёр, блестяще это воплотивший.
И за заслуги первых сезонов, а также по выслуге лет 😊 занимает в этом рейтинге почётное 14-е место.
«Ты» (You)
Это моё любимое «маньячное» кино, хотя до него я даже не ожидала, что полюблю этот жанр (хотя я даже «Декстера» не смотрела, какой же я поклонник жанра тогда получаюсь 😊). Но, с Декстером или без него, оказалось, что психология маньяка – это очень интересно. Тем более, когда понимаешь, что маньяками не рождаются, а становятся. И что от фразы “I’m not a maybe. I’m the one” до убийства всех, кто станет на моём пути к любви и счастью, в общем, всего-то несколько шагов.
Сериал снят хорошо, динамично, искусно запутывает, а потом – тыдыщь! — шокирует. Саспенс, как и положено в хорошем триллере, на высоте. Pen Badgley в главной роли Джо Голдберга прекрасен и органичен. Четвёртый сезон развернулся в неожиданную сторону, и вначале мне показалось, что ту мач и не туда вообще. Но потом подумала и решила – да, вот что может случиться, когда начинаешь усиленно вытеснять свою тёмную сторону.
В общем, всем потенциальным маньякам (то бишь, каждому первому 😊 *шучу-шучу*) очень рекомендую. Очень ясно и точно показан процесс искажённой интерпретации реальности в больном мозге.
«Метод Комински» (The Kominsky Method)
Блестящая комедия про старость (прасцици, пожилой возраст… или нет, лучше даже так – зрелый возраст), в которой прекрасно всё, от первого до последнего слова и кадра. Диалоги, актёрский ансамбль, раскрытие глубинных смыслов – всё на десятку из десяти!
Майкл Дуглас и Алан Аркин вместе – это просто кинематографический оргазм!
Молодым, возможно, не зайдёт (хотя ради профилактики, стареть-то всё равно придётся когда-то, очень бы рекомендовала), но тем, кому «за» — просто маст си. Ну, надо же как-то уже разбираться с приближением собственности старости, дряхлости и смерти. А через смех (иногда до слёз) в компании таких великолепных актёров – самое то для начала.
«Притворство» (The Act)
Можно вполне назвать его мини-сериалом, так как один законченный сезон и всего-то 8 серий. Он потряс меня дважды.
Во-первых, тем, что это совершенно реальная история (там в конце, кажется, есть документальные фото и видео), хотя, конечно, художественно додуманная и изменённая. Реальная Джипси Бланчард даже собирается подать на создателей сериала в суд, а может, и уже. Дескать, не так додумали, а я не такая, я жду трамвая.
Во-вторых, это блестяще сыгранная история. Сценарию дифирамбы петь не буду, потому что ТАКАЯ реальная история сама себя способна продать, её испортить сложно, и авторы не испортили. Но главная фишка «Притворства» — это дуэт дочери, той самой Джипси (актриса Джои Кинг), и её матери Ди Ди Бланчард, в совершенно гениальном исполнении Патрисии Аркетт (обожаю эту актрису, она прекрасна везде).
Фильм хорошо показывает как сложно со стороны рассмотреть клинические расстройства, и каковы могут быть последствия в запущенных случаях. Очень психологично и психиатрично, и не оторваться до самого конца.
«Секс в большом городе» (Sex and the City)
Культовый сериал древности 😊, начал выходить аж в прошлом тысячелетии, в 1998 году (но я посмотрела его только полтора примерно года назад, зато весь сразу). Первый заход, собственно, и сделавший сериал знаковым, содержал 6 сезонов (эпизодов от 8 до 20 в сезон, но они все коротенькие, 35 минут макс).
Это ситком, там нет одной главной событийной арки, мы просто наблюдаем жизнь четырёх подруг, жительниц Нью-Йорка на протяжении нескольких лет. Потом, правда, эта заглавная арка как бы появляется, когда выходят сиквелы в виде двух полнометражных фильмов (2008 и 2010). Я имею в виду лавстори Кэрри и Мистера Бига.
Ничего не имею против хэппиэндов, но… лучше бы они оставили нам как хорошо, а не делали как лучше 😊. А 7-ой сезон, вышедший в 2021 году под названием «И просто так» (Just Like That) – это вообще какие-то судорожные конвульсии того, что уже умерло, добитое теми самыми фильмами. Хотя посмотреть на героинь, которым тогда было слегка за 30, а теперь за 50, мне лично было очень интересно, мы с ними примерно ровесницы. Но ничего хоть сколько-нибудь интересного или хотя бы внятного, я в 7-ом сезоне не разглядела. Увы.
Но, если вы не видели и захотите посмотреть, то тогда уж надо смотреть всё.
Хотя, как сообщила мне Википедия, сняли ещё и приквел – «Дневники Кэрри», но это я уж точно смотреть не буду, моя любовь к сериалу так далеко не простирается.
В общем, пока продюсеры не испортили, сериал, действительно, отвечал своему высокому званию культового события в мире телешоу. Он внешне лёгкий (ну, ситком же), смешной, но копнул очень глубоко в тему женской жизни, идентичности и самоопределения. Понятное дело, что контекст от нас лежит очень далеко (нам бы их проблемы… и гардеробные комнаты 😊), но создатели выходят на уровень универсальных смыслов, и обрабатывают их прекрасно. Для меня этот сериал стал «зеркалом», в котором отразились мои собственные ценности, убеждения и опыт, а такое отражение – всегда ценный материал для рефлексии.
И все женские главные роли сыграны прекрасно, какие роскошные типажи!
Другой хороший сериал на женскую тему – это «Большая маленькая ложь» (Big Little Lies), там два сезона всего. Там как раз одна история, детективная линия, а главная тема – про женский круг, дружбу и солидарность. На отдельное место в моём рейтинге он не тянет, но быть упомянутым как отличный образчик исследования женской темы, заслуживает.
«В её глазах» (Behind Her Eyes)
Это тоже британский мини-сериал, закончившийся одним сезоном, продолжения точно не будет. И, похоже, 6 серий – это любимый размер британских шоураннеров 😊.
Психологический и мистический триллер, снят очень красиво, зрелищно и глубоко. Хотя эта глубина заметна не сразу, потому что всё внимание при первом просмотре захвачено лихими сюжетными поворотами и шокирующей концовкой. Чтобы разглядеть более тонкие смыслы, я пересмотрела его второй раз (благо коротенький), и да, я их нашла.
Очень экзистенциальное кино – про нашу потребность быть с кем-то, кто понимает и принимает, про доверие, близость, разочарования и много чего ещё.
«Чужестранка» (Outlander)
Ещё один сериал про путешествия во времени. Правда, к шестому сезону они кончились (печалька), и в целом сериал потерял свою динамичность и драйв. Но смотрю, ибо очень харизматичные герои, это раз. Восхитительная природа Шотландии, два. Семейная сага на фоне исторических событий, один из любимейших жанров – три.
Вернувшаяся со Второй мировой медсестра Клэр Бичем однажды случайно попадает в пространственно-временной разлом. Она обнаруживает себя в своей любимой Шотландии, но 200 лет тому назад. И там, к её изумлению, она встретит знакомое лицо. Лицо наряду с теми, кто сошёл со страниц школьного учебника истории, и пройдёт через множество приключений и испытаний. А ещё обретёт любовь всей своей жизни. Потом вернётся назад, в 20-й век и ещё разок-другой сгоняет туда-сюда, пока не примет важнейшее в своей жизни решение.
В смысловом поле в сериале очень точно и ярко показаны длительные отношения в паре – их динамика, кризисы, приближение – отдаление, партнёрство, сексуальность и т.д. Это очень интересно мне, как исследователю жизни, и там эта тема разработана очень достойно – без приторности и штампов.
Ну, и отдельным бонусом (мне, я люблю) идёт шотландский акцент – в исполнении Джейми (Сэм Хьюэн) он особенно секси 😊.
«Человек в высоком замке» (The Man in the High Castle)
До этого сериала я даже не подозревала о существовании такого жанра как альтернативная история, тёмная я женчина 😊. Наверное, поэтому сериал меня поразил в самое сердце и очень понравился.
Честно говоря, мне, историку с дипломом (красным, между прочим!), никогда бы в голову не пришло фантазировать, а что бы было с миром, если бы во Второй Мировой победили бы не союзники, а Гитлер с Италией и Японией.
А вот авторы сериала представили себе такую альтернативу и дали своей фантазии волю. Получилось очень интересно, натюрлих. Порадовали неожиданные повороты и внезапные смены главных героев (не всех, некоторых), а также мастерски прописанная и сыгранная интрига.
Прямо даже пересмотреть захотелось. Хотя, конечно, все мои кандидаты на пересмотр, скорее, в первой десятке, но вот же ж.
«Эпидемия» (To The Lake)
Единственный сериал российского производства в моём рейтинге. И один из немногих, где второй сезон круче первого (их всего два).
Первый был снят по книге Яны Вагнер «Вонгозеро» (очень хорошая, я прочитала её после сериала уже), вышел в эфир в ноябре 2019 года и сразу куплен Нетфликсом, где и был показан на английском в 2020-м году (устойчиво держал 1-е место в течение нескольких недель). И не только потому, что оказался пророческим и удивительно пересекающимся с реальной пандемией ковида. Но и потому, что реально хорошо сделан.
Стремительно разворачивающаяся эпидемия какого-то респираторного заболевания, убивающего людей за считанные дни и даже часы, подбирается к Москве. Две семьи друзей решают не ждать неминуемого конца. Они попытаются спастись, убежав от эпидемии далеко на Север, в Карелию, к затерявшемуся в лесах и болотах безлюдному озеру. А один из друзей берёт в поездку не только свою нынешнюю жену и пасынка-подростка, но и бывшую, с их общим сыном, потому что его ребёнок же и всё такое.
Второй сезон был снят уже не по книге. У Вагнер есть продолжение «Вонгозера», называется «Живые люди». И, хоть мне вторая книга Яны тоже понравилась. Но и второй сезон, созданный без неё, также не подкачал, а вышел даже лучше первого. Редкая удача.
«Теория большого взрыва» (Big Bang Theory)
12-сезонный комедийный ситком и ветеран экрана, как и некоторые другие телешоу в этом рейтинге. Выходил с 2007 по 2019 год. Его уникальность в том, что герои явно не «парни с соседней улицы». Ну сколько учёных-физиков вы в встречали в своей жизни? я лично ноль целых ноль десятых. Но это не мешает нам, зрителям с айкью намного ниже их, присоединяться к персонажам и вовлекаться в их экранную жизнь.
И выясняется, что физики-теоретики – тоже люди 😊.
И у них тоже было детство (спойлер: тяжёлое, как и у нас всех 😊). Здесь тоже четвёрка главных героев, четыре самых распространённых типажа. Мы 12 лет наблюдаем за тем, как меняются они сами и их жизнь. Много хорошего юмора, где-то с сатирическим уклоном. Даже смех за кадром не раздражает, что тоже редкость для меня. Кстати, закадровый смех в ТБВ «а ля натюрель». Сериал снимался перед живой аудиторией. Если Вики, конечно, не врёт. Хотя как это они делали и зачем, мне плохо понятно.
Неплохо исследована история формирования характеров каждого из четырёх мушкетёров. Причём, как я люблю – не через прямое описание прошлых событий и их оценок. Я люблю описания с помощью диалогов в «здесь и теперь» с родителями, например, и другими значимыми фигурами прошлого.
А ещё сериал достоин похвалы и всех полученных им многочисленных наград! Он показал, как меняется концепция парных и дружеских отношений в наше время. Причём, мне кажется, что это сверхзадачей в 2007 году не ставилось. Тогда эта тенденция ещё не была так ярко проявлена. К концу этот смысловой слой стал совершенно очевидным. И это очень круто, на самом деле – поймать и отразить реальность на уровне концепций и трендов. Это означает, что сценарный материал — не туфта.
Смотрела немного за компанию с младшим приквел/спинофф «Детство Шелдона» (Young Sheldon). Он тоже неплох и смешной. Правда не зацепил настолько, чтобы его посмотреть от начала до конца, как ТБВ.
«Мост»
Тут я имею в виду датско-шведский оригинал (Bron/Broen/The Bridge). А также его немецко-австрийский клон «Перевал» (Der Pass/Pagan Peak).
С этим «Мостом» у меня вышло интересно. Когда моя лента в ФБ разрывалась от восторженных дифирамбов этому сериалу, я начала его смотреть. Правда еле дотянула до середины первой серии и с облегчением бросила. И забыла. Но пару лет назад или около того подруга, мой второй главный сериальный рекомендатор, посоветовала посмотреть его немецко-австрийского близнеца — Der Pass.
Такая двойная юрисдикция в оригинальном шоу и всех его римейках обязательна – сюжет каждого начинается с обнаружения тела убитой жертвы. Тела, лежащего наполовину в одной стране, а наполовину – в другой. В связи с этим обстоятельством, расследование ведут два следака из обоих стран. И это обязательно будут разнополые следователи.
И вот «Перевал» мне зашёл просто на «ура».
После чего я решила дать «Мосту» второй шанс, и – о, чудо! – он понравился мне тоже, со второго взгляда. Хотя детективы я не люблю, перечитала их в детстве и юности, видимо 😊.
Но тут, помимо неплохой детективной линии, есть ещё много чего: интересные, профдеформированные главные герои, их незаурядная динамика и история каждого (как дошёл/дошла до жизни такой). А в «Мосте», по аналогии с «Родиной», у главной героини ещё и клиническое расстройство. Оно тоже помогает ей быть суперэффективной в профессиональной деятельности. В «Родине» у Кэрри Мэтисон, если помните, была биполярка. У Саги Норен в «Мосте» — РАС (расстройство аутистического спектра), но хорошо адаптированное.
Замечаю, что про клинические аномалии психики мне вообще всё больше и больше интересно смотреть. Записаться, что ли, к психиатру? 😊
«Игра в кальмара» (Squid Game)
Ещё один яркий представитель азиатского тренда в североамериканской киноиндустрии (и его Korean Wave, в частности), триумфально манифестировавший с вызвавшим вопросы присвоением корейским «Паразитам» сразу двух Оскаров в 2020-ом (дважды лучший фильм, ну камон?).
Сериал хороший, сделан по-корейски качественно, и однозначно стоит того, чтобы его увидеть. Один раз. На мой вкус, ему не хватило глубины в исследовании психологических процессов (индивидуальных, социальных). Также в нем много событийности (особенно смертей). И мало смыслов уровнем глубже, чем социально-политическая повестка. Однако, эта тематика актуальна (особенно в самой Корее), а потому столько шума и восторгов.
Игра актёров мне кажется слегка утрированной, слишком много «актёрства», в плохом смысле. Но зато отлично выдержан саспенс и объяснены все клиффхэнгеры. Я бы даже не возражала против второго сезона, да чтобы он копнул уже поглубже. Автор и продюсер сериала, Хван Дон-хёк, изначально сомневался, что ему есть что сказать на целый второй сезон. И наконец-то высказался, правда я еще не смотрела.
Вот такая моя лучшая двадцатьпяточка! Точнее, двадцатьшесточка 😊, если считать вечное надрейтинговое место «Игры престолов».
Что скажете? Смотрели из этого что-то, и как вам?
Или не смотрели, но после прочтения сего опуса заинтересовались?..
P.S. Кстати, заявила я про рейтинг 25 лучших сериалов. Но – выполним и перевыполним пятилетку в три года — в рейтинге в итоге оказалось на целых 23 (маммадарагая!) киноназваний больше. Из них плюс 15 сериалов и 8 фильмов. И даже 5 книг! 😊 И все тоже хорошие, если что.
————-
Я отключила комментарии на этом сайте, намучавшись со спамом и разными неадекватами. Поэтому, если вы хотите задать мне вопрос, оставить отзыв, прокомментировать тему данной статьи или просто пообщаться со мной на любые темы про жизнь, приходите в мой Канал для взрослых в Телеграме. Буду рада вас там увидеть!