«Монстры: история Лайла и Эрика Менендес»
Нетфликс, 2024, один сезон, 9 серий. монстры
Я – сериальный маньяк, ну, или, скажем так, маньячок, видела их много разных и думала, что удивить меня уже невозможно. Но данный сериал сумел это сделать.
Увидев его в рекомендациях Нетфликса, я поняла, что вообще не знаю, кто такие братья Менендес (вот такая я тёмная, потому что младший мой, например, знает). Пошла погуглить, прежде чем решать, смотреть или нет. И выходит мне следующее: Лайл и Эрик Менендес (18 и 21) жестоко убили своих родителей в далёком 1989 году и отбывают пожизненное заключение без права на досрочное освобождение. Ни слова больше, иду смотреть, я такое люблю.
Сериалы по реальным историям вполне можно смотреть, зная, кто убийца. Там не это главное, а психологический разбор причин и деталей преступления. Мне лично такое гораздо интереснее, чем просто детективный сюжет.
Главное я вам уже проспойлерила, простите, но уверяю вас, вам это не помешает насладиться сериалом.
Потому что там дальше самая драма!
И вот то, как авторы эту драму развернули для зрителя, меня поразило до глубины души. Поскольку, кто убийца, мы знаем с самого начала (и вы теперь тоже, спасибо мне ), то главный саспенс – ПОЧЕМУ они убили своих родителей.
И в первой трети сериала (с подготовки убийства до ареста братьев) мы ясно видим одну версию, в следующей трети (первый суд) она с той же убедительностью меняется на противоположную, а в последней части (до и после второго суда) они смешиваются, плюс добавляются ещё парочка ингредиентов – и вообще ничего не понятно. И сидишь такая в конце ошарашенная — ведь всё же с их мотивами было совершенно понятно вначале, потом ещё более понятно в середине – куда ж это всё подевалось к концу?
Почему же они всё-таки это сделали?!монстры
Приём, которым такой эффект был достигнут, выглядит так. По ходу повествования речь персонажа в кадре (Лайл, Эрик, отец и мать) сразу иллюстрируется киносценой. Например, спрашивает адвокатша у одного из братьев: «Как это началось?», герой начинает говорить, вспоминая — и сразу клип с ответом на вопрос. И из набора этих сцен-ответов складывается нарратив в пользу сначала одной версии мотивов убийства, а потом совершенно другой. А дальше тот же самый приём разрушает первые две версии и погружает зрителя в полное недоумение – так что же это всё-таки было?
После сериала я посмотрела ещё и двухчасовой документальный фильм о братьях, снятый тем же Нетфликсом. Осознанно решила, что сначала художка, а потом документалка. Но вы, если вам интересна сама тема, можете сделать и наоборот.
И документальный фильм прояснил для меня, какова могла быть мегазадача такого выстраивания истории.
Она звучит как «почувствуй себя присяжным на процессе братьев Менендес». Смысловая и сюжетная структура структура сериала в точности повторяет ментальный и эмоциональный путь, по которому прошли присяжные обоих судов. Респект и уважуха авторам, это было весьма креативно и вовлекающе!
Какие ещё плюсы могу отметить, чтобы увеличить вашу мотивацию посмотреть этот сериал?
Актёрская игра. За мать (Хлоя Севиньи) ничего не скажу, не впечатлилась. А вот главная триада – Лайл (Николас Александр Чавес), Эрик (Купер Кох) и их отец Хосе (Хавьер Бардем, на минуточку!) – играют великолепно большую часть времени.Монстры
Сериал очень близок к реальным событиям, вплоть до буквального воспроизведения ключевых сцен. Посмотрев документалку по свежим следам, я в этом убедилась. И тонкие детали тоже воссозданы максимально близко к действительности.
Так что, если вам интересно, почему дети убивают своих родителей, то «История Лайла и Эрика Менендес» — прекрасный материал, чтобы разобраться в этом сложном вопросе. Весьма рекомендую.
Но перейдем к разбору сериала и всей истории от психолога (меня). Конечно же, со спойлерами! Так что, кто не спрятался, я не виновата.
Итак, главное событие – убийство братьями собственных родителей мне было известно до просмотра. Соответственно, главный интерес состоял в том, почему они это сделали.
Почему вообще дети убивают своих родителей?.. монстры
Сначала расскажу саму историю, специально для тех, кто захотел «посмотреть сериал моими глазами», а сам делать этого не будет.
Хосе Менендес приехал в Америку подростком из Кубы. Это была вынужденная эмиграция – семья Менендес принадлежала на Острове-тогда-ещё-не-свободы к высшему классу, была богатым и влиятельным кланом. И они всё потеряли после революции и прихода к власти Фиделя. Хосе начал с нулевой, или даже минусовой позиции (язык же надо было выучить сначала), но уверенно шёл к своей мечте – вернуть потерянное и стать богатым и влиятельным в новой стране. И у него получилось. Начав с мытья посуды в ресторане, он, через несколько промежуточных этапов, стал владельцем звукозаписывающей студии, ворочал миллионами и жил в престижном калифорнийском Беверли-Хиллз. Женился на белой американке, которая родила ему двух прекрасных сыновей. Сбывшаяся американская мечта, натюрлих.
И вдруг его и жену Китти убивают их собственные дети.
Расстреливают из дробовиков, с близкого расстояния. Там не тела были, а кровавое месиво.
Убив родителей, Эрик и Лайл, попытались состряпать себе алиби (не вышло), избавились от оружия, позвонили сами в полицию и сыграли роли безутешных детей, обнаруживших тела своих убитых родителей. Шок играть особенно и не пришлось, они в нём и находились, хоть и по другим основаниям.
Интересная деталь: полицейским почему-то даже в голову не пришло включить их в число подозреваемых. Если бы они это сделали, взяли смывы с рук и допросили их в этом качестве, то те бы, скорее всего, сразу раскололись – настолько они были потрясены тем, что сделали. Но пронесло.
Арестовали их только через полгода, и как бы случайно.
Братья, иногда и с родителями, ходили какое-то время к психотерапевту, доктору Озиелу, которого Хосе попросил «починить» проблемных детишек. И вот, вскоре после убийства, к нему на сессию приходит Эрик, жалуется на суицидальные мысли, а потом и выкладывает доктору всю правду. Тот, конечно, приходит в шок, но по тогдашним законам, на нём была обязанность соблюдать врачебную конфиденциальность.
Озиел, понимая всю опасность своего положения поверенного в тайну братьев, делает три вещи.
Первое, настаивает, чтобы Лайл тоже ходил к нему, дескать, чтобы проработать случившееся и справиться с трудными чувствами. Второе, убеждает обоих разрешить ему записывать сессии. Третье, посвящает во все детали свою любовницу, рассказав ей, где хранит плёнки, и наказав, если с ним что-то случится, отнести их в полицию.
Но любовница Озиела, довольно истеричная дама (бывшая клиентка, ай-яй-яй), сдала его полиции, как только он в очередной рассказал отказался развести с женой и жениться на ней. Но это в сериале, где авторы решили добавить немного перца. А в реальности плёнки, не выдержав, принёс в полицию сам Озиел (по крайней мере, так говорит Википедия).
Первый суд состоялся в 1993 году. монстры
Присяжные не смогли вынести вердикт (почему, расскажу дальше), и суд был объявлен несостоявшимся. Второй суд был в 1995 году и закончился признанием братьев виновными в убийстве первой степени. Такой вердикт означал пожизненное заключение без права досрочного освобождения или смертную казнь. Судья в итоге, под давлением защиты и самих присяжных, на смертельную инъекцию их отправлять не стал.
В 1996 году братьев развезли по разным тюрьмам. Они просили позволить им отбывать срок вместе, но, поскольку у них была история планирования побега в самом начале их заключения под стражу, в этом им было отказано. Воссоединение случилось лишь в 2018 году, после 22 лет разлуки.
А теперь давайте перейдём к главному – почему Лайл и Эрик убили своих родителей.Монстры
В течение первых пары серий, описывавших то, что происходило до сразу после убийства и дающих расширенную картину отношений Лайла и Эрика с отцом и матерью, ответ на это «почему» сложился у меня следующий. Я увидела двух избалованных красивой жизнью, но при этом затюканных доминантным отцом подростков. Которым надоели постоянные унижения и давление, вот они взяли и убили. Отца — за собственно психологическое насилие (физического, согласно словами одного из братьев, как такового не было). Мать – за её зависимость от отца, полное безразличие по отношению к ним, и чтобы просто убрать свидетеля. Эдакие мажоры-психопаты.
Ну, и деньги, как мотив, тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Вскоре после похорон дети стали бездумно транжирить деньги, доставшиеся им по наследству. Всего состояние супругов Менендес составляло около 14 млн долларов – очень приличная сумма по тем временам.
Но эта версия мне казалась какой-то «хромой». Не выглядели эти двое братьев классическими психопатами. Какие-то незначительные вроде мелочи в поведении и речи как будто подкидывали зрителю намёк, что не всё там так однозначно. Их нежное и заботливое отношение друг к другу, метание туда-сюда, зашкаливающее волнение и напряжение во время подготовки – всё это говорило о том, что при очевидном наличии психопатического радикала у обоих, он не был всё-таки ведущим в том, что случилось.
И во второй трети сериала эти сомнения находят полное подтверждение – нам открывается совершенно иная картина про «почему».
Выяснилось, что и Лайл, и Эрик многие годы подвергались сексуальному насилию со стороны отца. Более того, Лайл делал всё то, что с ним делал отец, с младшим братом. Чтобы «нормализовать происходящее с ним», как он сказал адвокату и присяжным. Раз папа делает это со мной, значит, нормально и мне делать то же с Эриком — в ситуации, когда всё внутри тебя кричит, что это ненормально, любые средства годятся, чтобы хоть как-то пригасить этот конфликт. Ведь у ребёнка и подростка ещё не достаточно внутренних ресурсов, чтобы с этим справиться.
А что мать, спросите вы?
Знала ли? Конечно, знала. Невозможно о таком не знать. Если подобное насилие случилось раз-два за всё детство ребёнка, это ещё можно как-то пропустить. Но систематическое, регулярное не заметить нельзя. Но ничего не делала.
Лайл, когда ему было лет 8-9, наверное, как-то не выдержал и рассказал всё матери в присутствии своей кузины, которая была постарше. Мать сказала: ерунда, это невозможно, ты преувеличиваешь. Кузина свидетельствовала потом на первом суде с этой историей. А в документальном фильме она сказала, что, увидев отсутствие какого-либо развития этой истории, она решила, что там действительно ничего нет. Она просто не могла представить, что мать не стала бы выяснять и разбираться, услышав такое. Но Китти поступила именно так.
И даже больше – братья на суде упомянули, что и мать тоже совершала действия сексуального характера в отношении них. Например, ходила обнажённой в их присутствии, а также инспектировала гениталии уже довольно половозрелого Эрика, якобы для того, чтобы убедиться, что он не болен СПИДом.
В сериале она показана не просто равнодушной к своим детям, а откровенно ненавидящей их. Они не оправдали её ожиданий (как и отцовских, но иных): она думала, что они станут счастливой «скрепой» их союза с Хосе, а они не справились, потому что муж ей изменял, не замечал, троллил. И в целом, их семья была несчастной и токсичной. Настолько, что Китти даже совершила попытку самоубийства. Но её откачали.
Присяжные, услышав всё это, были в шоке, часть их плакала. Невозможно было сдержать слёз, слушая то, что рассказывали братья на суде. Но растроганы были не все из них. Одна из присяжных в документалке сказала: «Либо весь этот ужас с ними действительно случился, и это кошмар, либо они – гениальные актёры».
Давайте вспомним, что это был 1993 год.
Для того общества подобные вещи, происходящие между родителями и детьми, были за гранью возможного, и в голове у некоторых присяжных не укладывались. А потому они не смогли вынести вердикт. Решение должно было быть единогласным, а присяжные, несмотря на долгие месяцы обсуждений, к согласию так и не пришли.
На кону было следующее: если это убийство первой степени (first degree murder) – то смертная казнь или пожизненное без права на досрочное, а если непредумышленное убийство (manslaughter) – то 10-15 лет тюрьмы.
Линия защиты строилась на следующем: дети, подвергавшиеся многолетнему насилию, выросли.
Лайл узнал, что отец по-прежнему это делает с Эриком (он обещал прекратить какое-то время назад, но обманул). Они не собирались больше это терпеть, и напряжение нарастало, так как единственный шанс братьев покончить с насилием был в том, чтобы вынести, наконец, сор из избы. Хосе зеленел от ярости от одной мысли, что имидж его идеальной семьи будет разрушен. А потому неоднократно угрожал, что убьёт детей, если они не будут слушаться и хоть пикнут о чём-то подобном. Поэтому очевидно, что это было непредумышленное убийство в целях самозащиты, когда детям показалось, что родители задумали привести свои угрозы в исполнение.
Эта версия заходила присяжным и публике туговато. Плюс, был ещё один изъян в версии защиты, который братья и их адвокаты так и не смогли достоверно объяснить. Почему они, признавшись в убийстве доктору Озиелу, не рассказали ему о насилии и своём страхе перед родителями ни словом, ни даже полунамёком? Обвинение трактовало такую несостыковку однозначно – версия с насилием придумана защитой, которая во время долгой подготовки к процессу смогла натаскать братьев, чтобы они сыграли достоверно.монстры:
И это действительно странно.
Объяснения типа «нам было страшно разрушить представление о нашей семье» по-человечески понятно, но как это вяжется с тем, что в убийстве-то они доктору признались? И он ведь пообещал им сохранение тайны. монстры
На втором суде выяснилось, что родители спали (заснули перед телевизором в гостиной), когда дети зашли их расстреливать. Самозащиту тут притянуть вообще не удалось. К тому же, Лайл наделал кучу ошибок во время подготовки и во время первого процесса – он уговаривал друзей лжесвидетельствовать в их защиту, наговорил много компрометирующего в беседах с поклонницей, которая потом опубликовала записи. Из-за этого Лайл вообще не выступал на втором процессе, и Эрик был уже не столь убедителен, как на первом.
Результат вы уже знаете – Лайл и Эрик были признаны виновными в убийстве первой степени и приговорены к пожизненному заключению без права на досрочное освобождение.
После окончания сериала я была в растерянности.
Обсуждая сериал с подругой, я сказала, что склоняюсь к версии, что сексуального насилия не было (а остальное было). Она была уверена в обратном. А смотрели мы одно и то же. Авторы сняли сериал очень умело – как раз, чтобы такое состояние и возникло у зрителя. Дескать, решайте сами, было ли насилие и какую роль отвести ему в мотивации убийства. Почувствуйте себя в шкуре присяжных.
Дальше я посмотрела документальный фильм, а потом почитала и про современное развитие событий вокруг братьев, сидящих в тюрьме уже 34 года.
1. Почему братья Менендес убили своих родителей?
2. Было ли сексуальное насилие со стороны отца?
3. Если так, то является ли это оправданием или смягчающим обстоятельством убийства?
4. Если нет, то тогда почему убили? Они однозначно подвергались жестокому психологическому насилию и давлению, но является ли это легитимным основанием для лишения жизни того, кто тебя тиранит
Соразмерны ли действие и противодействие в этом случае?
Все эти вопросы поднимают и сериал «Монстры: история Лайла и Эрика Менендес», и документальный фильм «Братья Менендес» (оба на Нетфликсе).
Если вы тоже любите сериальный жанр, как люблю его я, то вот здесь у меня целая рубрика.
— — — — —
Я отключила комментарии на этом сайте, намучавшись со спамом и разными неадекватами. Поэтому, если вы хотите задать мне вопрос, оставить отзыв, прокомментировать тему данной статьи или просто пообщаться со мной на любые темы про жизнь, приходите в мой Канал для взрослых в Телеграме. Буду рада вас там увидеть!