Посмотрела подряд два шикарных фильма и на свежих эмоциях сразу к вам. Первый из них это нашумевшая «Субстанция». Итак,
«Субстанция» (The Substance)
Сценарий и режиссура: Корали Фаржа
В ролях: Деми Мур, Маргарет Куолли
Слоган: «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?»
Услышав об этом фильме там и сям несколько эмоциональных «вау!» и «фууу!», я специально не стала ничего читать и узнавать, а пошла прямиком смотреть – девственно чистой, так сказать. Поняла, почему реакции зрителей поделились на столь противоположные – фильм настолько интенсивный, яркий, гротескный, даже, я бы сказала, агрессивный (насколько произведение искусства может таковым быть), что только полярные мнения, никакой вялой серединки.
Я, как вы понимаете, примыкаю к группе, которая «Вааааау!»
Жанр фильма – научная фантастика, боди-хоррор, сатира. Я бы ещё добавила психологическую драму. Но я её в любой хороший фильм готова засунуть, у меня явно профдеформация. Правда, здесь она точно есть, зуб даю.
Завязка сюжета Субстанция
(Пока спойлеров не будет, не волнуйтесь.)
Элизабет Спаркл (Деми Мур), оскароносицу и звезду телешоу о занятиях аэробикой, увольняют из программы в её пятидесятый день рождения — продюсер актрисы решает, что она стала слишком стара. По пути домой она попадает в аварию. В больнице медбрат незаметно подсовывает ей в пальто флешку с рекламным роликом препарата под названием «Субстанция», предлагающим создать новую версию потребителя, которая будет «моложе, красивее, идеальнее» его.
Вы бы устояли перед таким предложением?! Вот и Лиззи не устояла. А кто бы устоял, ну камон! И дальше разворачивается история про то, что же из этой мечты про лучшую версию себя вышло (спойлер — … ой, ладно, не буду, я же обещала).
Почему «вау!», а не «фу!»:
- Точное попадание в боль тех, кому за 50. А их, в связи со вторым демографическим переходом, уже много, и с каждым годом будет больше. Ну, и это моя тема, я самая что ни на есть её ЦА.
- Оригинальная форма подачи банальной, по сути, истории, как одна женщина решила побороться со своим старением. Визуальный ряд картины очень насыщенный, яркий, местами чересчур, так, что аж глазам больно – и это цепляет и удерживает внимание.
- Боди-хоррор – это, конечно, на любителя, и главные претензии из лагеря «фу!» как раз про эти сцены, вызывающие отвращение. Лёгкий рвотный рефлекс и у меня был, не скрою. Но я не нежная снежинка, которая согласна смотреть только на красивое. Мне хочется смотреть на разное, в том числе, уродливое. Хотя бы для контраста. Поэтому я выдержала, а смысловая нагрузка фильма настолько хороша, что за неё я всё всем прощу. Хотя, может быть, за счёт этих disturbing (по-русски так вроде не говорят – «беспокоящих», а как правильно сказать, не могу найти) сцен фильм и оставляет такое сильное впечатление и доносит свои смыслы очень мощно.
- Удивительно, насколько этот сугубо фантастический фильм вызывает ощущение реалистичности происходящего. Может из-за парадоксальной мешанины культурных кодов – супер-биотехнологии будущего и аэробика 80-х? Поразительно, но это не выглядит абсурдным, а как раз наоборот, вовлекает именно парадоксальностью такого сочетания.
- Шикарная игра главных героинь. При этом характер Маргарет Куолли более однозначный, а вот Деми Мур достался образ гораздо сложнее и драматичнее. И она совершенно прекрасна! Давно её нигде не видела и получила истинное наслаждение.
Очень рекомендую фильм женщинам, которые переживают за своё старение и хотят удержать ускользающую молодость. Если у вас высокий порог толерантности к неприятным сценам агрессии и телесного уродства, то посмотрите обязательно, и, возможно, ваша тревога успокоится. Лично на меня фильм оказал очень транквиллизирующее действие, заменив курс психотерапии на эту тему.
Если же порог толерантности у вас низкий, то смотреть смысла нет — фильм вам не понравится, а его смыслы не откроются.
Мужчинам тоже очень рекомендую посмотреть, если вы хотите лучше понимать женщин.
Смыслы (возможны спойлеры!)
Существует три основных культуры восприятия возраста.
- Условно «восточная». «Молодость — ничто, старость — всё!» Молодые должны служить старшим и слушать их, чтобы, когда придёт время насладиться почётом и заботой следующих молодых поколений.
- Условно «западная». «Возраста не существует!» В смысле, старости нет, это только цифры в паспорте, можно жить, не замечая своего возраста, главное — быть здоровым, физически и ментально (не забудьте закупиться добавками и сходить в тренажёрный зал 🙂 ).
- Промежуточная. «Молодость прекрасна, а старость ужасна, и может быть приемлема только с положенными ей дивидендами». Кто сумел обеспечить комфортную во всех смыслах старость, тот молодец, а кто нет — вынужден ловить ускользающую молодость.
Мы с вами, как вы понимаете, в промежуточной культуре, в силу хотя бы даже географического фактора.
И в этом смысле меня поразило то, что «Субстанция» была снята в США француженкой, выросшей в Париже. Подобное отношение к собственной старости европейским и американским женщинами не свойственно. Ну, разве что в шоу-бизнесе, да и то посмотрите хотя бы на ту же Деми Мур — она за молодость угнаться не пытается.
Я думаю, что былые стереотипы в отношении женщин, на которых всегда было сильное давление оставаться привлекательными для мужчин (а иначе как выжить в те времена?), хоть и разрушаются потихоньку, но не так быстро, как декларируется в масс-медиа.
И потому фильм срезонировал.
Главный смысл «Субстанции», на мой взгляд, это развенчание лозунга «Старости нет!» через демонстранцию внутреннего конфликта героини.
И это не конфликт молодости со старостью внутри женщины. Элизабет ошибочно решает, что причина того, что у неё отнимают дело, заработок и славу — это её возраст. На самом деле она просто одинокая женщина, ищущая любви, принятия, подтверждения собственной ценности. И, когда единственный источник этого всего вдруг иссякает, а контроля над этим у неё нет, она скатывается в панику и ужас.
И хватает то, что ей подсовывает среда — шанс вернуть уходящую юность и свежесть.
Но вот какая штука — возраст-то существует. И старость есть! (она не может не есть 🙂 ) И ей с молодостью не потягаться. В смысле, когда человек стареет, его доступные жизненные опции сокращаются. Лиззи бы смириться с этим и стареть красиво и осмысленно, как это делает Деми Мур, её играющая. Но у героини нет ресурсов пойти этим естественным и единственно здоровым путём. Она слишком невротична, и к старости не подготовилась.
Финал закономерен: энергия (кстати, сильно уменьшающаяся по ходу жизни) ушла на схватку со своим молодым альтер-эго, которому старость, безусловно, проиграла. Но победившая молодая версия тоже приговорена, потому что главной в этой диаде была 50-летняя Элизабет. И с её смертью юная Сью сама отрезает себе источник питания (глупая, глупая молодость!).
Фильм создал невероятно эмоционально заряженную и красивую (несмотря на отвратительные сцены боди-хоррора) метафору сущности, пожирающей самоё себя. Именно это делают женщины (да и мужчины), фанатично хватающиеся за ускользающую молодость.
Они отрезают себя от питающего их источника — зрелого, стареющего биологически человека, который в норме должен заниматься совсем другим, а не погоней за ушедшей юностью.
Очень терапевтичный фильм, на мой взгляд.
Приходите обсуждать «Субстанцию»: в Фейсбуке и в Телеграме
А если вам интересна тема неординарных женщин, то вот ЗДЕСЬ я писала о невероятной Хеди Ламарр — голливудской кинодиве и изобретательнице.
————-
Я отключила комментарии на этом сайте, намучавшись со спамом и разными неадекватами. Поэтому, если вы хотите задать мне вопрос, оставить отзыв, прокомментировать тему данной статьи или просто пообщаться со мной на любые темы про жизнь, приходите в мой Канал для взрослых в Телеграме. Буду рада вас там увидеть!